Мир произведений художника Леонида Феодора - сказочные палаты, где царят образы древних языческих мифов, - Боги Перун. Белее, Лада. - где реальны образы-тотемы родов кочевых племен где воскресают герои "Слова о полку Игореве". За всем этим красочным разнообразием художника встает монументальная и прекрасная Русь.
Произведения Л. Феодора являют собой живописно-пластические композиции, которые превращаясь в элементы, активно организующие пространство, интерьер, а порой, напротив - уменьшаясь, - очень сближаются с народной деревянной игрушкой ("Кони", "Барсы". "Полканы" и прочие образы-тотемы, подсказанные памятником древне-русской литературы "Словом о полку Игореве"). И все это свидетельствует о том, какой сложный 'путь пройден художником на пути становления, в поиске своей темы, выработке своего художественного языка.
При том, что сказано выше, произведения Феодора обладают множеством смысловых пластов, вызывают всевозможные ассоциации. Произведения Л, Феодора - результат синтеза традиционных пластических искусств (скульптуры, живописи и графики) с различными областями знания, - филологии, истории, лингвистики семиотики, фольклора. Думаю, что художник осознает, что творит произведения очень наукоемкие, как ни странно это звучит по отношению к искусству. - при всей кажущейся их простоте. Так и хочется сказать: "Зело искусен мастер сей!"
В тысячелетних традициях художественного творчества, являющихся по существу формой осмысления мира, сложились символы, смысл которых уже как бы врос в сознание поколений людей и поэтому понимается людьми не точно, а как эхо чего-то большого и значительного, что стоит за этими символами. Древние знания и представления со временем не исчезают совсем, а превращаются в некое коллективное сознание, коллективное и анонимное знание. "Выведением" этих знаний "на поверхность" занимается семиотика, наука о знаках и знаковых системах. Если в данном контексте проанализировать работы Л. Феодора, можно более вникнуть в смысл некоторых образов, понять образно-пластический строй его композиций. Например, композиция "отражение". В ее основе старая деревянная рама от зеркала-трельяжа. Зеркало - известный символ, имеющий глубокие корни в художественной культуре. В этом образе-символе "сталкиваются" мир реальный и мир ирреальный (зазеркалье). Не вдаваясь в этимологическое богатство этого символа, отметим лишь, что при его участии бесконечность моделируется как некое коммуникативное пространство. Стремление к глубине и значительности образной структуры характерно и для некоторых других произведений Феодора. - "Птица Алконост". "Дева - вселенная" и др. - Только в них иное пластическое решение придает и другой оттенок смысловой глубине. Например, в композиции с Алконостом вся изобразительная ткань организована благодаря пластическому мотиву арки, в центре которой и изображена яркая по краскам фантастическая птица. В композиции же "Дева - Вселенная" антропоморфная пластика с искусно написанным - "прекрасным" ликом Девы контрастно вырисовываются на черном глубоком Фоне, взятом в квадратную раму. С одной стороны (в композиции с Алконостом) - мотив арки, с другой -(Дева - Вселенная") мотив рамы, который может быть "прочитан" и как мотив окна, т.е. некоего "выхода" в космическое, "вселенское" пространство. Оба этих пластических мотива, так же как и триумфальные арки древнеримских императоров, относятся к так называемому медитативному пространству, т.е. условно обозначенному пространству, имеющему глубокую символическую этимологию, связанную с появлением (явление, ожиданием ) "божества", "солнца", "героя" - неких образных констант или архетипов.
Результатам, которые демонстрирует художник сегодня, предшествовал путь исканий, экспериментов, потребовавший от Леонида определенной твердости, независимости суждений, что не так легко дается молодому художнику. Начинал он свои эксперименты в области материалов и формы давно, одной из первых запомнившихся работ недавнего тогда, в 1988 году, выпускника полиграфического института была серия графических листов по мотивам "Слова о полку Игореве". В них сочеталась классическая техника черной гравюры с неожиданной основой под гравюру - предварительно подготовленным коллажем из бумаги и бересты, С тех пор много воды утекло, и нынешняя экспозиция представляет итоги десяти лет труда, семи лет продвижения по выбранному пути. Они весьма интересны. - На фоне современного искусства Ростова и России то, что создает Л. Феодор, ни на что не похоже и вызывает энтузиазм даже у придирчивых коллег старшего поколения. Однако было бы неверным рассматривать опыты нашего экспонента в отрыве от разнообразных трансформаций, производившихся художниками XX столетия. В этом роде поисков у Феодора были весьма знаменитые предшественники: Малевич, Кандинский, Филонов; и может быть. менее известные широкой публике наши соотечественники В. Волков, П. Басманов и др. Творческие и исследовательские интересы названных художников сходились на вопросах Формообразования в пластических искусствах, В исторической перспективе (или, вернее, в ретроспекции) они решались в других направлениях: анализа и синтеза художественной формы.
Вернемся же к работам Л. Феодора и посмотрим на то, как развивалось его видение названных проблем, композиции 1990 года в общих чертах, стилистически были близки тому, что мы видим сегодня. Но, пожалуй, тогда над художником в большей степени довлела традиция четырехугольного формата живописного панно, которую он преодолевал постепенно. Общее направление в развитии можно назвать "покорением трехмерного пространства". Сначала на плоскость наслаивался объем, подготавливалось подобие рельефа, который затем обклеивался кусочками марли, грунтовался для последующей росписи. На этапе росписи перед Леонидом вставала новая проблема -соблюсти меру условности в отдельных фигуративных Фрагментах росписи, и это удавалось не всегда. Поэтому ранние композиции казались более аморфными, в них стилистически не всегда удачно были согласованы элементы живописи и скульптуры. Но уже тогда чувствовалась безусловная искренность художника, его поэтический дар.
Прошло несколько лет, и композиции Л. Феодора заметно усложнились, как-то внутренне окрепли. Художник стал смелее осваивать трехмерное пространство, возросла выразительность силуэтных линий, заметно виртуозней автор стал управлять такими качествами, как динамика и статика. Иными словами, возросла и определилась архитектоническая значимость композиций. А, с другой стороны, художник стал смелее и свободнее расписывать деревянные формы, достигая в цветовой гамме разнообразных "драгоценных" созвучий. Здесь как примеры можно привести группы произведений, в которых хочется особое внимание зрителей обратить именно на колористическое богатство и тонкость. Это яркие по краскам "Рарог", "Див", "Гепард", "Ника", "Хоре","Птица Алконост" и др., - данная группа выразительна благодаря звучной росписи с преобладанием красных, сиреневых, оранжевых, желтых и желто-зеленых цветов. Вторая группа, которую мы бы также выделили по колористическим признакам, пленяет жемчужными переливами белых, голубых, нежно сиреневых, нежно зеленых, серебристых красок: несколько "Лад"-берегинь, таков Фрагмент композиции "Дева-Вселенная". Наконец, третья группа отличается в росписи изысканной, стильной декоративностью: по коричневой подцветке "разбросаны" мазки-блики бронзовой, темно-зеленой, фиолетовой краски: в некоторых композициях, как например, в "Скифском воине" объемы рельефа дополнительно моделируются тонкими светлыми штрихами по темно-коричневой же поверхности. Как примеры данной группы можно привести следующие композиции: "Любава и Полкан", "Тотем Волка", "Декоративная композиция" (без названия), "Семаргл" и др.
В красках последних росписей словно выплеснулась стихия русской души; сплав народного искусства и самой природы; воспоминания об изощренной цветовой гамме М. Врубеля, П. Филонова и хроматические ликования Н. Гончаровой, К. Малевича, дягилевских постановок русского театра.
Композиции Л. Феодора вызывают массы самых разнообразных ассоциаций: от образов древних языческих времен на Руси, - до явлений авангарда и интеллектуального искусства XX века. И это очень "вписывается" в стилистику искусства текущего столетия. Художник достиг наконец органического синтеза, в котором не возможно вычленить какой-либо составной элемент без ущерба целому. - Зритель может пребывать в блаженном состоянии любования, радости; медитировать или разгадывать семантические загадки композиций Феодора, поэтому, думаю, автора можно поздравить с явным продвижением в искусстве. Предполагается развитие созревшей художественной идеи, - и это тоже радует, так как обнадеживает на перспективу. А идея, пожалуй, заключается в поиске (посредством синтеза) адекватного художественного языка для передачи присущих художнику ощущений мира как некоего прекрасного гармоничного единства; возможности выразить взаимосвязанность природы. - человека, культуры, ассоциируемых художником как вечные- категории: Ведь сам художник подчеркивает, что основной темой его произведений являются Время, Человек, Природа, Космос.
О. КРИВЦОВА. Кандидат искусствоведения. 21.01.1996 г. |